Лента новостей

Популярное

Для приготовления жәабран амгьал не использовали дрожжи

2983
08:41, 10 Февраля 2016
Для приготовления жәабран амгьал не использовали дрожжи
Корреспондент Апсныпресс Лана Цвижба выяснила особенности проведения традиционного абхазского праздника Жәабран.

Сухум. 10 января. Апсныпресс. Этнолог Инга Шамба рассказала об особенностях проведения праздника Жәабран.

Праздник Жәабран проводится для приумножения скота и молока. Жәабран – покровитель скотоводства. Принцип его проведения одинаков на всей территории Абхазии. Отмечают его в феврале.

Для проведения моления пекут ритуальный хлеб (жәабран амгьал). Дрожжи для приготовления хлеба не используют, вместо этого готовят специальную закваску (аҵәырса) из мелкого помола кукурузной муки и сыворотки, которую готовят за неделю раньше до праздника. Эту массу ставят в теплое место и время от времени помешивают, через неделю методом самоброжения получается закваска.

Ритуальный хлеб пекут из мелкого помола кукурузной муки и закваски. Перед этим нужно подготовить место, где будет испекаться хлеб. В апацхе (плетеный домик) разводят костер, для образования углей. Когда очаг разогревается, его расчищают от углей. Предварительно варят листья рододендрона (ахәажә). Несколько слоев рододендрона кладут на кирпичи очага, выкладывают подготовленное тесто, не толстым слоем, так как его сложно пропекать, накрывают теми же листьями, и сверху кладут горячий уголь. После того как ритуальный хлеб пропечется, убирают уголь и листья и аккуратно перекладывают его. Рядом с хлебом можно положить сыр и все молочные продукты или же надрезается хлеб, и внутрь кладут куски сыра.

В домах, где имелся камин, пекли ритуальный хлеб в круглой глиняной сковороде.

После приготовления хлеба самая старшая женщина в доме (чистая женщина) произносит молитвы – чтобы в доме было всегда благополучие, не было голода и приумножался скот. Затем накрывается праздничный стол, первая часть этого мероприятия проходит днем.

Вторая часть праздника Жәабран – накрывают ритуальный стол для усопших, но без ритуального хлеба. Этот стол – мясной – накрывается именно до христианского поста.

Первая часть праздника, посвященная Жәабрану – пекут ритуальный хлеб, вторая часть – ритуальный стол для усопших.

Как отметила этнолог, после 1980 годов многие перестали проводить традиционные моления, связанные со скотоводством. По ее словам, подобные обряды объединяли родственников, так как в этот день собирались все члены семьи.

По информации Инги Шамба, к первой части ритуального моления можно отнести и такой обряд: после того, как корова отелилась, ждут очищения молока, делают из кукурузной муки кашу, и чистая женщина в доме идет в коровник, произносит моления для пополнения скота и увеличения надоя. Помимо этого есть и магические обряды: на шею коровы и теленка повязывают красную материю, делается это для защиты от сглаза. Также из сыра делают амулет и вешают его в том месте, где варят сыр и делают кислое молоко.

Возврат к списку

Погода
Яндекс.Погода
Курс валют
Социальные сети
Реклама
Информационные партнёры